Секс на Древнем Востоке
Ближний и Средний Восток - обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий в себя акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. К странам Ближнего и Среднего Востока обычно относят Египет, Израиль, Палестину, Иорданию, Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Иран, Саудовскую Аравию и другие арабские страны. Иногда к ним причисляют Афганистан, Пакистан, Кипр и страны Северной Африки.
Интересно, что именно в этом регионе возникли самые первые цивилизации и зародились три великие религии – иудаизм, христианство и ислам. Древний Восток, воистину, считается «колыбелью» древних цивилизации. Уже в 3200 до н.э. здесь была придумана письменность (шумерская клинопись), изобретено колесо и появилась самая ранняя поэзия. Древние народы умели регулировать разливы рек и развивали металлообработку, занимались текстильным ремеслом и возводили потрясающие памятники искусства.
В то время существовало несколько древних государств:
- Египет,
- Израильское царство (на территории Израиля),
- Финикия (на территории Ливана, Сирии, Израиля),
- Сирия,
- Анатолия (на территории Турции),
- Урарту (на территории Армении, восточной Турции и северо-западного Ирана).
- Персия (на территории Ирана),
- Месопотамия (на территории Ирака) с областями Вавилония и Ассирия.
Религия и сексуальность
Восточный человек, интенсивный и страстный в жизненных проявлениях, требовал, чтобы религия заботилась не только о его духе, но и о его чувствах и плоти. Жизнь коротка, трудна и мучительная, поэтому надо радоваться редким часам праздника с пением, танцами и «возвышением сердца» (посещением храмовых блудниц).
Эпос о Гильгамеше, царе Урука, возникший около четырех тысяч лет назад, содержит такой совет:
Наполняй свое чрево, день и ночь наслаждайся,
Пусть каждый день тебе будет праздником радости…
Пусть будет счастлива каждая женщина на твоей груди,
Ибо в этом – радость людей…
Гильгамеш воздал богатую дань земной и небесной любви, последней – в храме Урука. В Малой Азии и в Израиле храмовые богини имели общее название «посвященная богу».
Считалось, что храмовые блудницы могут цивилизовать человечество посредством любви. Гильгамеш нанял такую «посвященную», чтобы научить Энкиду, дитя природы, морали и приличиям. Он хотел приобщить его к культуре людей с помощью ее любви. Умирая, Энкиду проклинает женщину за эту услугу, которую она оказала ему против его желания. В ответ бог солнца Шамаш упрекнул его, сказав, что он не понял истинную суть «посвященной» служительницы, ибо культовая проституция означала жертвенную отдачу божеству. Это и было «возвышением сердца».
В Вавилоне имелись специальные храмовые школы, в которых девушки учились выполнению своих «специфических» обязанностей и задач. Они получали уроки танца, пения, игры на струнных инструментах, культовых ритуалов, а также искусства любви. Благодаря такой подготовке они высоко ценились. В Вавилоне были богатые жрицы любви из лучших семейств. Они могли выходить замуж и получать статус законных жен. Но, будучи «посвященными», они не имели права рожать детей.
В древневосточных религиях половое удовольствие связывалось с самой природой. Половое соединение считалось культовым священным действием и не предполагало ничего непристойного или аморального, как, например, в христианстве. Религия находила место и для сексуальности, изображая богов, подобным людям, со своими сексуальными желаниями. Житель древнего Востока говорил о любви и зачатии у богов и людей без робости и моральных опасений. Так, на бронзовой табличке, которая находится в Берлинском Государственном музее Передней Азии, изображено культовое объятие. «Посвященная» девушка лежит на каменном алтаре примерно 80 сантиметров высотой. Ноги ее покоятся на плечах стоящего перед ней мужчины, который совокупляется с ней, держа ее за руку и бедро. Следует обратить внимание: она лежит на алтаре! Он исполнен сознания, что на алтаре совершается священнодействие.
Подобное действие можно было наблюдать во время празднования Нового года, когда происходила церемония «священного брака» царя с верховной жрицей. На верхнем этаже зиккурата, святилища верховного божества Мардука, имелось маленькое помещение лишь с одним столом и ложем. Здесь жрица целый год ждала появления Мардука, который в любой момент днем или ночью мог ощутить желание навестить «приготовленную постель». Но в великий праздник Нового года эта жрица должна была уступить место более высокой персоне, которая сочеталась здесь "священным браком" с царем. Подробности окружены были строгой тайной. «Божью невесту» назначал прорицатель, она принадлежала к царскому дому или к высшему обществу. Многие цари желали, чтобы для церемонии были избраны их дочери. Известно также, что ни одна жрица не оказывалась беременной. Не оплодотворение, а только торжественный половой акт был призван обеспечить благословение богов. Половое слияние в этом культе было возведено в ранг священного действа первостепенной важности. Культовым бракосочетанием обеспечивалось плодородие земли, процветание семьям, приплод животным.
А тем временем простой народ вместе с низшими жрицами любви завершал акт бракосочетания божественной пары оргиями в «Доме любви». Лишь с течением времени то, что первоначально было священным ритуалом плодородия в день великого праздника, оказалось низведенным до обычной проституции, приносящей доходы храму.
“Божья невеста” в священном ритуале на Новый год символизировала самую известную шумерскую богиню Иштар, которая, собственно, была проституткой. У нее было множество имен: Великая Блудница Вавилона, Священная Проститутка, Мать Всех Развратниц и т.д. Ее обычно изображали как храмовую проститутку, выглядывающую из окна в ожидании клиентов.
Брак на востоке
Подготовка к свадьбе
Древнейшей и самой распространенной формой женитьбы можно считать «покупку невесты». В эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена ее колебалась от одной до двадцати овец. Когда от обмена натуральными продуктами перешли к расчетам посредством благородных металлов, куски серебра стали отрезаться на вес. Такая единица назвалась «сикль» и равнялась 11,4 грамма серебра. Так, в Вавилоне за девочку от трех до девяти лет платили 20 сиклей, от девяти до двенадцати лет – 30 сиклей; штраф за изнасилование девушки составлял 50 сиклей. Идеальным брачным возрастом в Вавилоне для девочки считалось девять лет, для мальчика – тринадцать.
Размер платы за женщину зависел от материального состояния ее семьи. Определяющим требованием было, чтобы девушка принадлежала к тому же сословию. Неравный брак был запрещен. Однако Хеттские законы предусматривали возможность брака между свободными и рабами. Тот, кто не имел средств, чтобы выкупить невесту, мог за нее «служить». Согласно древневавилонским законам (XVIII в. до н.э.), пастуху или поденщику-земледельцу платили в год около 10 сиклей. В таком случае за обычную девушку он служил от года до трех лет, а за девушку подороже – до пяти лет.
При всякой покупке невесты в присутствии свидетелей заключался соответствующий договор. Писец составлял тексты брачных контрактов на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай будущих конфликтов. Ведь свидетели могли умереть, но обожженные таблички хранились долго. Если «покупатель» желал вступить в постоянный брак (невесту можно было также передать на определенный срок, чтобы она произвела потомство), то в подобном контракте должны быть точно перечислены все внешние недостатки невесты и добавлялось: «такая, какая есть», то есть без права возврата. Такая фраза также употреблялась в документах о продаже скота. Наконец после подписания свадебного договора молодые люди считались помолвленными, ну а вскоре игралась и сама свадьба.
Полигамия и гаремы
Состоятельный мужчина на Ближнем и Среднем Востоке мог иметь несколько жен; это подчеркивало его благосостояние. Для того чтобы позволить себе такую роскошь, он должен был только обеспечить каждой жене собственный дом, или отдельный этаж, или, по меньшей мере, свой особый очаг. По мнению некоторых исследователей, полигамия вначале возникла у тех народов, которым нужно было много рабочей силы для ухода за обширными посевами, а также у тех пастушеских народов, которые стали воевать ради добычи.
Трудно сказать, почему обычай полигамии так распространился на Ближнем и Среднем Востоке, но здесь он достиг особого расцвета. Уже Гомер называет многоженство восточным обычаем. Так, царь Соломон, последний царь единого Израильского царства (X в. до н.э.), имел, по преданию, от трехсот до тысячи жен из разных стран. Когда этот миролюбивый царь заключал союз с какой-либо соседней страной, он каждый раз брал в жены дочь соответствующего царя.
Тип «классического» восточного гарема, представляющий собой единый женский дом, сложился позднее в Персии. Наибольшее распространение такие гаремы получили уже в эпоху Сасанидов, в период правления третьей иранской династии. По некоторым сведениям, самым крупным гаремом, 1200 женщин, обладал царь Хосров I (531-579 гг. н.э.). Спустя примерно восемьдесят лет после Хосрова I, в 651 году, империя Сасанидов пала под ударами мусульман. Тогда ислам ввел некоторые ограничения: у мужчины могло быть не более четырех жен.
Сексуальное законодательство на востоке
На заре человеческой цивилизации все существовавшие законы были религиозными. Они выражали волю некоего сверхчеловеческого существа, которому поклонялись древние народы. Духи, различные божества или Господь желали, чтобы люди жили праведно и за свое непослушание подвергались наказанию. Самые ранние сексуальные законы не были этому исключением. Подобные законодательства были очень распространены на протяжении всей истории человечества. Тысячи лет религиозные взгляды становились основами законов. Первых великих законодателей древнего мира до сих пор считают представителями Высшей Воли на земле. Так, вавилонский царь Хаммурапи получил свод законов от бога Солнца Шамаша, на Синайской горе Моисей принял свои Десять заповедей от Бога, а пророку Мохаммеду надиктовал Коран Архангел Гавриил (араб. Джабраил).
Все эти исторические пробы пера в области законодательства, в том числе и сексуального, рассматривали как социальные, так и религиозные нарушения. Так, сексуальное поведение подвергались наказанию не только за причинение вреда кому-либо, но и за малейший подрыв бытующей веры. В самом деле, последние нарушения обычно влекли за собой более жестокое наказание, чем первые. Люди гораздо больше боялись божественной кары, нежели чьей-либо мести.
В качестве конкретных законов можно привести свод законов Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), среднеассирийские законы и свод законов хеттов.
Согласно законам Хаммурапи женщина была бесправна во всех отношениях. От нее требовалось абсолютное послушание мужчине и, если она не подчинялась, он имел право ее жестоко наказать. Если женщина бежала от жестокости мужа в родительский дом и оставалась там четыре дня, он мог возвратить ее насильно и заставить доказывать божьим судом, что она не спала ни с каким другим мужчиной. «Ее надлежит связать и бросить в воду; если она выберется благополучно, значит, она невиновна, и муж должен оплатить судебные издержки». Один из древнеассирийских законов также позволял мужчине за отказ от исполнения супружеских обязанностей «побить свою жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или прогнать ее».
По законам Хаммурапи при измене оба участника адюльтера подвергались утоплению, а соблазнение наказывалось штрафом. Среднеассирийские законы предполагали следующее: «Если он поцеловал её — чужую жену — да натянут они его нижнюю губу на лезвие клинка и отсекут её».
Свод законов хеттов, на сотни лет более поздний, чем кодекс Хаммурапи, был составлен с учётом последнего. Считается, что он представляет собой заметный шаг вперёд в этическом плане. Например, личная месть, довольно обычная по законам древнего Вавилона, у хеттов допускалась только в одном единственном случае — когда муж уличил свою жену в измене, застав её с любовником. Если в этом случае обманутый муж убьёт и жену, и любовника, то в глазах правосудия он останется невиновным. Однако если он не отомстил непосредственно в момент прелюбодеяния, он, согласно закону, обязан обратиться за помощью к правосудию.
Проституция
Помимо высших жриц любви, которые были знатного происхождения, в храмах также работали и низшие служительницы. Они набирались из числа подкидышей или обедневших, женщин, не сумевших расплатиться с долгами, и девушек средних и низших слоев населения. Можно теперь предположить, в какой мере бедность была причиной проституции, как храмовой, так и обычной.
Постоянные войны и экономические неурядицы со временем истощили средние слои в Месопотамии. Храм не мог принять всех дочерей обедневших горожан. Получившим отказ приходилось зарабатывать себе на жизнь заурядной проституцией, сбивая храмовые цены и назойливо себя предлагая. Так вскоре стерлись границы между сакральной и обычной проституцией. Детей стало так много, что обедневшие родители бывали рады, когда могли их задаром отдать в публичные дома или «любовные» школы. Поэтому в сохранившихся документах на эту тему идет речь не о «покупке», а об «удочерении»: «Она должна быть воспитана для проституции, а ее доходы идут ее приемной матери». Если же ребенок оказывался строптив или убегал, приемная мать имела право продать его в публичный дом. Там юную девушку могли побоями принудить к любому извращению.
С ростом городов росла бедность, и все больше падали нравы. Вскоре число «публичных» женщин стало так велико, что «культовым» проституткам также приходилось выходить на улицы и рынки, чтобы конкурировать с ними. В связи с этим в столице древней Ассирии были изданы законы, которые строжайше запрещали тем и другим закутываться в покрывало, как честным замужним женщинам, вводя в заблуждение мужчин.
Шумерские документы III тысячелетия до н.э. упоминают два вида «свободных» женщин. Одни – «кто жили на улицах», подобно бездомным собакам. Они «при всех позволяли себя покрывать» и у них «были толпы мужчин. Как нищенки ютились они в тени стен, готовые к любовным услугам за любую подачку». Другие распутничали тайно и лишь время от времени. Обычно же они имели вид добропорядочных девушек или женщин. И те и другие торговали собой за две-три меры ячменя. Действительно, известны вавилонские «прейскуранты», согласно которым «самые дешевые» девицы могли продать себя за две-три меры ячменя или за несколько мелких монет.
Греческий историк Геродот, который написал «Историю», среди прочих мест посетил также и Вавилон. Правда, ко времени Геродота город уже почти сто лет находился под персидским господством и был уже мало похож на прежний великий город. По его утверждению, в Вавилоне существовала следующая традиция: «Но самая порочная практика в Вавилоне такова. Каждая женщина страны один раз в жизни должна сесть в святилище и отдаться незнакомцу... И лишь когда она побудет с ним и сослужит службу богине, ей позволено вернуться домой; и с тех пор ни один дар не будет достаточно богат, чтобы соблазнить ее. Высокие и красивые женщины быстро освобождаются от этой обязанности; непривлекательным же приходится долго ждать, прежде чем им удастся исполнить закон; у некоторых уходит на это по три-четыре года».
Сексуальные предпочтения
Древние глиняные таблички свидетельствуют о том, что шумеры были достаточно раскрепощенными в плане секса по сравнению с сегодняшним поколением. Этот народ, обитавший на территории Древней Вавилонии, рассматривал мастурбацию как один из способов улучшения потенции. Ублажая себя, древний мужчина зачастую использовал смесь из различных масел. В нее он добавлял мелко растертую железную руду, чтобы придать дополнительное трение для незабываемых ощущений.
Анальный секс также практиковался на Древнем Востоке. На сегодняшний день нет никаких оснований полагать, что он являлся запрещенным видом сношений. Так в сексуальных обрядах храмовым жрицам разрешалось им заниматься, дабы избежать нежелательной беременности.
В древневосточных цивилизациях инцест в любой его форме и изнасилование были неприемлемы. Согласно законам Хаммурапи, если отец совершил инцест со своей дочерью, то его отправляли в изгнание. Если же мать и сын возымели сексуальную связь, то их обоих сжигали на костре. В древней мифологии шумерский верховный бог Энлиль не избежал наказания за изнасилование своей супруги, Нинлиль, до свадьбы.
Что касается гомосексуальности, то она упоминалась очень редко, но отношение к ней было крайне негативное. Так, среднеассирийские законы предусматривали наказание за однополую любовь в виде кастрации. Это считалось суровым наказанием, учитывая тот факт, что на Древнем Востоке процесс продолжения рода возводился в культ.