Секс в Средние века. Часть 1.
Секс и религия
С первых дней своего существования христианство относилось к сексу отрицательно. Церковь воспринимала его как неизбежное зло, которое отвлекало человека от духовного развития, но было необходимо для продолжения рода. Церковные учения проповедовали путь безбрачия и девственности как путь к спасению и «нравственному росту человека». Именно в этом и состоит большая разница с античным миром, в котором большое значение уделялось увеличению населения и созданию семьи.
Непорочные девушки
В Средие века ценность девственности была повсеместно признана как религиозными, так и светскими властями. Однако у них были некоторые разногласия по поводу ее конечного назначения. Церковь считала, что невинность это дорога к спасению, так как отказ от земных утех помогает избежать грехов. С другой стороны, светские власти воспринимали девственность как что-то, что нужно беречь, но с чем, в конечном счете, нужно расстаться при заключении законного брака. Мужьям необходима была уверенность в том, что их жены рожают детей от них. Поэтому если взять в жены непорочную девушку, то шансы стать отцом именно своих детей значительно увеличиваются. Основное разногласие между религиозными и светскими властями заключалось в споре о том, как правильно распорядиться невинностью: сохранить ее для Иисуса Христа или заключить выгодный брак. Церковь поощряла молодых девушек давать обет безбрачия и становиться монахинями, даровать свадебное приданое церковной казне и заниматься спасением своих душ. Однако большинство отцов этих самых девушек предпочитало, наоборот, выдавать дочерей замуж, получая полезные связи в обществе и иногда даже увеличивая свое благосостояние. Если же дочь принимала решение стать монахиней, родители особо не радовались, так как многие монастыри требовали приданое, причем в таком же размере, как если бы ее выдавали замуж.
Значимость девственности в денежном выражении привела к тому, что стали появляться всевозможные способы убеждения мужчин в непорочности девушки. Обычно у таких невест приданое было несколько больше, и это делало их более привлекательными для завидных женихов. Последние, в свою очередь, скорее всего, тоже одаривали семью невесты хорошими подарками. В помощь женихам в различных медицинских трудах описывались методы, которые могли доказать или опровергнуть непорочность девушки. В частности, в книге «Женские тайны» (De Secretis Mulierum) представлено несколько таких способов, начиная от простого наблюдения за поведением женщины, заканчивая исследованием ее мочи и занятием с ней сексом. Другие тексты предлагали не только методы проверки наличия девственной плевы, но и способы ее восстановления (это уже, по-видимому, в помощь невестам).
Право первой ночи (jus primaenoctis) - одна из средневековых феодальных повинностей, состоявшая в том, что сеньор проводил с новобрачной своего крестьянина первую ночь. В Испании была известна "кугусия", то есть платежи крестьянина в том случае, если его дочь потеряла невинность и тем самым лишала сеньора возможности осуществить свое Право первой ночи, либо выходила замуж за пределы поместья, - в последнем случае господину надлежало компенсировать не только потерю крестьянки, но и потерю ее будущего потомства. По мере роста сопротивления крестьян и замены натуральных повинностей денежными, право первой ночи было заменено денежным выкупом, однако некоторые пережитки его долго сохранялись в виде символических действий, например, сеньор переступал через новобрачную.
- Энциклопедический словарь экономики и права |
Похотливые священники
Похотливые священники представляли собой серьезную проблему для церкви, особенно в позднем Средневековье. В XIV веке сексуальные пристрастия духовенства даже стали излюбленным сюжетом многих литературных произведений. Все началось с того, что в XI веке церковь объявила о том, что отныне каждый священнослужитель обязан дать обет безбрачия. Поскольку раньше подобного требования не было, такое заявление вызвало большое негодование у большинства священников, не только женатых. Даже после того, как этот закон был утвержден, реальное поведение духовенства не всегда ему соответствовало.
Внебрачное сожительство и внебрачные связи продолжали существовать среди священнослужителей на протяжении всего XIV века. Высшие представители церкви зачастую закрывали на это глаза, поскольку сами вели подобный образ жизни. Как сообщает французский исследователь Средневековья Жак Россьод (Jacques Rossiaud), духовенство составляло примерно двадцать процентов всех клиентов частных борделей и бань в Дижоне (Франция). Такая же ситуация была и по всей Европе. Как следствие появился популярный образ «развратного священника», который высмеивался многими писателями того времени.
Однако у священнослужителя, который посещал бордели или обманывал добропорядочных женщин, похоже, была и другая сторона жизни. Зачастую у него были длительные отношения, в которых он выступал в качестве мужа (хотя это тоже считалось грехом). Более того, несмотря на то, что закон церковной жизни предписывал духовенству жить в воздержании, обычных людей забавлял тот факт, что сами священники удовлетворяют сексуальные желания с помощью проституток или сожительниц, вместо того, чтобы соблазнять для этого своих «уважаемых» сестер, дочерей и жен.
Преступление и наказание
Как уже упоминалось, церковь давала предписания относительно того, как, когда, где и с кем нужно заниматься сексом. Невыполнение подобных «указаний» считалось грехом. Чтобы священники могли определить серьезность совершенного греха и меру наказания за него, были составлены специальные церковные уложения о наказаниях. Интересно, что сексуальные прегрешения представляли самую большую категорию грехов в этих книгах. За них в качестве наказания предусматривалось: сексуальное воздержание и содержание виновного на хлебе и воде. Степень суровости наказания зависела не только от самого греха, но и от возраста и социального статуса согрешившего. Взрослые и женатые наказывались более сурово, нежели молодые и одинокие, а со священнослужителей за такие проступки спрашивали строже, чем с обычных прихожан. Церковь считала, что на первых лежит больше ответственности, поскольку они должны показывать пример остальным. Пример, супружеская измена. За секс с замужней женщиной или непорочной девушкой, монашкой или рабыней, взрослому женатому мужчине обычно полагалось наказание сроком на пять лет. Но за такое же согрешение священник получал десять лет, а епископ – двенадцать и лишение церковного сана. С другой стороны, внебрачные связи между молодыми неженатым людьми карались только одним или двумя годами. Более того, этот срок в два раза сокращался, если девушка была прислугой (из-за ее невысокого статуса). В общем, к внебрачным интимным отношениям относились более терпимо, нежели к супружеской измене, но об этом чуть позже.
В качестве единственно правильной позы в сексе церковь разрешала «миссионерскую позу». Все другие вариации подвергались наказанию. В частности, за анальный секс наказание было сроком в семь лет; за оральный секс, за позы «по-собачьи» и «женщина сверху» - три года. Запрет на них объяснялся тем, что все они «противоестественны», поскольку мужчина не должен опускаться до уровня животных и всегда обязан занимать доминирующую позицию в сексе. Церковные уложения о наказаниях призывали прихожан заниматься сексом только ночью и только частично раздетыми. Из этого можно сделать вполне очевидный вывод, что секс воспринимался как нечто постыдное.
Одним из самых влиятельных таких уложений в XI веке принято считать труд «Decretum» знаменитого романо-католического правоведа Бурхарда, епископа Вормсского (Burchard of Worms). На основе других предписаний, он предложил свою шкалу сексуальных грехов, которая отчасти учитывала ежедневные потребности людей. Десять дней на хлебе и воде было наказанием за рукоблудие для мужчин. Если же они использовали какой-нибудь деревянный предмет с отверстием, то наказание увеличивалось до двадцати дней. Воздаяние за внебрачные связи с прислугой или неженатой женщиной также было десять дней. По мнению Бурхарда, это были наименее серьезные преступления. Если сравнивать с другими церковными уложениями, то за мастурбацию мужчины могли понести наказание от сорока дней до года, в зависимости от возраста, статуса виновного и частоты его прегрешений.
Десять дней на хлебе и воде также давали за секс с чужой женой в недопустимой позе, если она была беременна или «нечиста» (менструация). Расплата за секс по воскресеньям были четыре дня на хлебе и воде, а за секс во время христианских праздников – сорок дней. Причем срок наказания снижался в половину, если муж был выпившим.
К самым суровым воздаяниям прибегали в случаях инцеста, содомии и скотоложства, вплоть до пятнадцати лет за рецидивы. Но были и более мягкие наказания за некоторые гомосексуальные прегрешения – два-три года за взаимную мастурбацию и секс без проникновения. В таких случаях взрослых мужчин наказывали строже, чем молодых мальчиков.
Бурхард также рассматривает и женскую сексуальность, предписывая священникам задавать девушкам и женщинам следующие вопросы: прибегали ли когда-нибудь к афродизиакам (два года наказания), занимались ли сексом с другими женщинами (пять лет), совокуплялись ли с животными (семь лет), ублажали ли себя дильдами (один год; строже, чем у мужчин), делали ли аборты (десять лет), глотали ли семя своих мужей (семь лет) или подливали свою менструальную кровь в еду или питье мужьям, чтобы возбудить их (пять лет).
По мнению проповедника, любое действие, которое приводило к сексуальному возбуждению или удовлетворению, являлось греховным. Например, рассказывать грязные шутки или смеяться над ними, петь или слушать похотливые песни, исполнять или посещать непристойные мероприятия, мыться в общей бане, а также трогать, ласкать или целовать женские груди и гениталии.
Шкала сексуальных прегрешений Бурхарда получила одобрение у церкви, которая впоследствии стала применять ее повсеместно.
Секс и супружество
На протяжении всего Средневековья церковь предлагала женщинам «искупить грех Евы», по сути, только двумя способами: стать монахиней (лучший вариант) или матерью. Именно поэтому большинство женщин, если они не уходили в монастырь, были вынуждены выходить замуж и рожать детей. Как только девочка была физически готова к сексуальным отношениям, ее выдавали замуж. Считалось, что она готова к замужеству в возрасте двенадцати лет (у мальчиков – четырнадцать). Большинство пар женилось не по любви и сексуальному влечению друг к другу, а по расчету родителей. В основном это касалось только высшего сословия, поскольку при заключении брака происходил обмен собственностью. Женились по любви молодые из низшего сословия, так как у них ничего не было.
Помимо того, что брак заключался для обмена собственностью, церковь рассматривала его как способ контроля сексуальных желаний прихожан. Секс за пределами брака считался греховным, а секс внутри брака разрешался только для продолжения рода. Многие писатели того времени считали, что хорошие сексуальные отношения благоприятно сказываются на супружестве. Однако существовало и обратное мнение, согласно которому ни сексуальное желание, ни удовлетворение не должны играть большой роли в семье. Так, например, философ Фома Аквинский предостерегал, что те мужчины, которые спят со своими женами только ради удовольствия, обходятся с ними как с проститутками. Святой Иероним еще в IV веке выразил мнение, которое вплоть до конца XVI века оставалось превалирующим в обществе: «человек, который слишком страстно любит свою жену, - блудник».
Церковь хотела, чтобы люди занимались сексом только в законном браке, и пыталась всячески это регулировать. В частности, в руководстве для исповедников, Summae Confessorum, изданном в начале XIII века, перечислялись дни, когда муж и жена не могли заниматься любовью: все праздники, постные дни, все воскресения и в периоды, когда жена была «нечистой» (во время менструации, беременности, при грудном вскармливании, в течении сорока дней после родов). Все это означало, что в среднем большинство супружеских пар могли по закону заниматься сексом не чаще одного раза в неделю.
Помимо того, что церковь предписывала, когда надо заниматься сексом, она также прописывала как именно надо это делать. В трактате «Женские тайны» подробно описано, что перед соитием нужно подготовиться физически (опорожниться) и морально. Также необходимо эротическое стимулирование «нижних частей», чтобы разогреть партнершу до нужной температуры. Несмотря на распространенное мнение о том, что женщины - сексуально ненасытные существа, считалось, что они всегда должны занимать пассивное место в интимных отношениях. Женам следовало быть робкими в плане секса, а задача мужчин – верно истолковывать их «сигналы» для сексуального удовлетворения.
Хотя Блаженный Августин и его соратники предостерегали от занятия сексом ради удовольствия, они также напоминали женатым прихожанам о том, что они должны выполнять свой супружеский долг. Правом требовать от партнера/партнерши секса обладал каждый из супругов. Такой секс не считался грехом, если, конечно, жена/муж не требовал за него материальную компенсацию. Если супружеская пара по взаимному согласию решила прекратить свои интимные отношения, а позже один из них передумал, то другая сторона имела право отказать ему/ей в сексе. Обоюдное решение о прекращении сексуальных связей отменяло супружеский долг, и с момента его принятия ни супруг, ни супруга не могли его вернуть в одностороннем порядке.
Прекращение интимных отношений между супругами никак не сказывалось на их социальном статусе. Они по-прежнему оставались мужем и женой, а брак считался полноценным. Церковь пыталась как можно дальше отделить секс и супружество, и отчасти ей удавалось это сделать.
Внебрачные связи и супружеская измена
Несмотря на то, что церковь была вынуждена признать секс в супружеских парах законным и даже правильным (для продолжения рода), она продолжала подавлять сексуальное желание людей. Делалось это для того, чтобы последние могли достичь духовной гармонии, являющейся смыслом жизни. Так, например, Фома Аквинский считал, что похоть приводит к моральному разложению человека. Не отрицая того, что секс - занятие весьма приятное, церковь открыто говорила о той власти, которой он обладает над людьми: чем больше им занимаешься, тем больше хочется. Грехом являлся не сам акт соития, а удовольствие, получаемое от него.
Согласно законам того времени, священнослужители должны были сообщать светским властям обо всех им известных прелюбодеях (все, кто не состоял в браке, но имел сексуальные связи). Те, в свою очередь, могли наказать грешников либо штрафом, либо принудить пару к женитьбе, либо заставить мужчину заплатить родителям «испорченной» девушки выкуп. В большинстве случаев прибегали к двум последним средствам. Если мужчина отказывался от предложенного ему выбора, то накладывался штраф, а в более серьезных случаях применялось телесное наказание. Таким образом, основное внимание уделялось «заживлению социальных ран», а не самим наказаниям.
Мера наказания за внебрачную связь опять-таки зависела от возраста виновного, его социального и религиозного статуса, а также от статуса «потерпевшей». Чем старше блудник, тем жестче наказание. Девушки-крестьянки зачастую воспринимались как «законная добыча», поэтому если мужчины согрешили с ними, то ничего страшного в этом не было. Для христиан, которые занимались любовью с представителями другой веры (с евреями или мусульманами), полагалась смертная казнь. Такое же наказание было за смешанные браки.
Похоже, что, несмотря на указы церковного права и угрозу наказания, необузданные сексуальные отношения были очень распространены во всей средневековой Европе. Более того, большинство людей даже не воспринимали внебрачные связи за грех. По уверениям Святого Викентия Феррера (Vincent Ferrer) (1350-1419), к пятнадцати годам среди молодых людей не оставалось ни одного девственника. Также существуют предположения о том, что в деревнях отношение к сексу было более раскрепощенное, нежели в городах. Наконец, несмотря на то, что церковь относила добрачные сексуальные связи к грехам, на самом же деле, молодые пары имели интимные отношения друг с другом сразу же после помолвки. Это был, своего рода, испытательный срок до заключения брака. Таким образом, если кто-то из пары или даже оба были недовольны интимной жизнью, они в принципе могли отменить намеченную свадьбу.
По сравнению с внебрачными связями, измена была не так популярна в Средние века. Только к концу Средневековья случаев супружеской неверности стало больше, и она перестала рассматриваться как повод к расторжению брака. Эндрю Каплан (Andrew the Chaplain), автор книги «Искусство куртуазной любви» (The Art of Courtly Love), пишет, что если муж изменяет своей жене, которую не любит и к которой не испытывает страсти, то его действия допустимы.
Однако, виновные в супружеской неверности наказывались более жестко, чем те, которые не состояли в браке. Супружеская измена считалась более серьезным грехом, потому что нарушалась клятва, а иногда рождались внебрачные дети. Интересно, что женщин, изменившим своим мужьям, наказывали более сурово, нежели мужчин. Действительно, все средневековое общество считало, что совершившая измену супруга опозорила и обесчестила как мужа, так и всю свою семью; за это должна была понести суровое наказание. Зачастую ее изгоняли из дома, муж лишал приданого, а иногда брил ее голову наголо, чтобы она с позором прошла по улицам города. Более того, суды не спешили наказывать мужей, которые убивали любовников своих жен, поскольку в таких случаях все равно виновата была совершившая измену жена, а не обманутый муж.
Персоналии
Аврелий Августин, также известен как Блаженный Августин (St Augustine), (354-430) – философ, богослов и одна из важных фигур в христианстве. В частности, он сформировал концепцию первородного греха. Согласно ей, первородный грех от падшего Адама наследуют все люди, и олицетворяет он не личный грех человека, а присущую ему порочность. Св. Августин связывает первородный грех с сексуальным желанием, но не с самим сексом. Хотя многие проповедники и священники того времени ошибочно полагали, что соитие прародителей, Адама и Евы, и было тем самым первородным грехом. К сожалению, такая трактовка этой концепции стала очень популярной. |
Ансельм Кентерберийский (St Anselm of Canterbury) (1033-1109) – итальянский философ, богослов и архиепископ Кентерберийский с 1093 до 1109. Несмотря на то, что он посвятил всю свою жизнь церкви, много для нее сделал и впоследствии был канонизирован, он не понаслышке знал, что такое сексуальное влечение: «Есть один грех, который затмевает все другие грехи, и который я знаю всегда со мной. Он с прискорбием и сожалением терзает и беспокоит мою душу. Он был со мной с колыбели, рос вместе со мной в детстве и юности. Он всегда со мной и не оставляет даже сейчас, когда мои ноги не ходят от старости. Этот грех – сексуальное желание, плотское наслаждение, буря страсти, которая разбила вдребезги мою несчастную душу, выкачала из нее все силы, оставив слабой и опустошенной.» |
Фома Аквинский (St Thomas Aquinas) (1225-1274) – священник романо-католической церкви, а также влиятельный философ и богослов. Наиболее известные и значимые его труды – «Сумма против язычников» (Summa Contra Gentiles) и «Сумма теологии» (Summa Theologica). В последнем он сформулировал два основных принципа сексуальной этики в христианстве: «продолжение рода – самая правильная причина для интимной связи» и «гомосексуальность – один из самых серьезных «грехов против природы». Эти убеждения до сих пор поддерживаются романо-католическая, ортодоксальная и даже протестантская церковь. |
Мартин Лютер (Martin Luther) (1483-1546) – немецкий монах, богослов, священник, «отец» протестантской церкви. Его идеи против злоупотреблений католической церкви стали началом ее реформирования, а одно из последствий этого стало появление протестантизма. В частности, Мартин Лютер был недоволен церковными доктринами в отношении папского господства и ущемленной сексуальной жизни священнослужителей и монахов. Его брак с Катариной фон Борой (Katharina von Bora) стал новой моделью семейной жизни для лиц духовенства в протестантизме. |