Секс в древней Японии
Секс и религия
Во все времена в иудаистской, христианской и исламской религиях настойчиво внушалось, что сексуальность человека это нечто плохое и греховное. Более того, женщин, как наиболее сексуальных существ, следовало держать в узде, чтобы контролировать их сексуальную энергию.
В этом отношении жители древней Японии были гораздо мудрее своих западных собратьев. По сравнению с богами западных культур, они придумывали себе иных творцов – более человечных и понимающих. Боги древней Японии были женского и мужского пола, женатыми и неженатыми, и не считали чем-то зазорным предаваться плотским утехам и получать от этого удовольствие. В японской мифологии, известной также как учение синтоизма, содержится идеология положительного отношения к сексу, особенно как способу воспроизведения потомства. Считалось, что половой акт улучшает и делает благополучной земную жизнь. Он не имеет ничего общего с грехом или чем-то постыдным.
Первые изменения в синтоизм привнес буддизм, появившийся в VI веке. Достаточно сложно выразить общее отношение буддийской религии к сексу. Буддизм формировался и развивался в разных цивилизациях и в разные времена, каждый раз приспосабливаясь и оформляясь в зависимости от основной культуры. Ранний буддизм предполагает два варианта образа жизни человека: монашеский и мирской. Для тех мужчин и женщин, которые избирали так называемый путь «bhikkhus» или «bhikkhunis», предписывался полный отказ от половых отношений. Тогда как на мирского человека подобные ограничения не распространялись. Говорилось лишь, что секс приемлем в его «правильном» виде, хотя, что есть «правильно» и «неправильно» в буддийских текстах не прописывалось.
Женщины в древней Японии
Синтоизм проливает свет и на особенности древнего японского общества. В основе культа лежит поклонение главной богини-матери по имени Аматерасу (Amaterasu). Получается, что культура с сильными патриархальными тенденциями сосуществовала с матриархатом религии. В синтоизме секс считался божественным актом созидания, а женщина воплощала в себе материнство. Поэтому японские мужчины относились к женщинам очень уважительно. Правда, общество не было еще настолько развито, чтобы считать мужчин и женщин равноправными.
Появление буддизма из Китая внесло в японское общество идеи неравенства и поразительной непохожести полов. В отличие от синтоизма, в буддизме женщина не ассоциировалась с материнством, да и произведение потомства не считалось социальным благом. Существовало даже предубеждение против крови, которая сопровождает менструацию и процесс рождения ребенка. Считалось, что любой контакт с ней оскверняет человека. Со временем общество древней Японии становилось все более структурированным. Во всех сферах общественной жизни женщина исподволь была подчинена мужчине. Отчасти это объяснялось культом военной касты самураев, которые традиционно относились пренебрежительно к женскому полу и призывали других мужчин к такому же обращению. Как и древние греки, самураи считали, что «любовь к женщине это позорное проявление слабости мужчины, тогда как любовь к мужчине – знак благородства и мужественности».
Однополая любовь
В древней Японии буддийские священники и военное сословие самураев рассматривали молодое юношеское тело как более желанное и привлекательное для взрослых мужчин тело, всячески преуменьшая красоту женского.
Буддийские монастыри находились в отдаленных уединенных местах и состояли только из представителей мужского пола. Именно там зародился особый вид гомосексуализма с участием юных помощников священнослужителей. Самых молодых звали кашики (kasshiki), которые были пяти лет отроду. Им не нужно было сбривать волосы как у монахов. Юные мальчики покрывали кожу лица пудрой и носили наряды из тканого шелка.
Поскольку буддизм влиял на все сферы жизни, он также не обошел стороной и образ жизни самураев. Они не только переняли уклад священников, но и способствовали его дальнейшему распространению.
Гомосексуальные отношения самураев, Шудо (Shudo), очень напоминали отношения мужчин в древней Греции. Они основывались не только на эротическом влечении старших наставников к молодым ученикам, но и на духовной близости между ними. Такие связи помогали юношам при вступлении во взрослую жизнь и порой формировали их моральные принципы и этические воззрения. Шудо практиковалось фактически всеми в военной касте, независимо от занимаемой в ней позиции. В отличие от древних греков, в однополых отношениях именно юноша должен был добиваться расположения взрослого мужчины. Как и греки, сексуальные отношения прекращались тогда, когда молодой человек взрослел. Наставник и его подопечный обычно оставались хорошими друзьями, но случалось и так, что они продолжали отношения вопреки обычаю. Интересно, что самураи не придерживались одной сексуальной ориентации. Они также как и другие японцы женились и воспитывали детей, но это в их жизни происходило чуть позже.
Более широкое распространение Шудо получило позже, в XII-XVI века. Тогда гомосексуальные связи стали очень популярны во всем обществе и для некоторых были источником доходов. Как только появилась подобная проституция, нить, связывающая однополую любовь и духовную силу самураев, оборвалась.
Проституция
Древние японские мифы указывают на корейских шаманов как на источник происхождения проституции, хотя возможно, на ее появление повлияла китайская индульгенция периода Нара (710 – 794 гг.). Западные источники описывают скитающихся женщин-попрошаек, которые продавали свои тела за гроши. В это же время в Японию из Китая пришло рабство. Но, похоже, ни фермеры, ни феодалы не были заинтересованы в рабынях и нищих женщинах для сексуальных утех, поскольку сексом занимались достаточно свободно и легко находили женщин своего класса.
Широкий размах проституция приобрела в период Хэйян (794 – 1185 гг.), особенно в XII веке. По мере того, как японское общество делилось на классы, и разделение труда становилось более четким, в проституции формировалась своя иерархия.Самое низшее положение занимали хаши (hashi), обычные проститутки, а самое престижное – таю (tayu), элегантные и изящные куртизанки. Отличие последних заключалось не только в стоимости их услуг, но и в том, что они были законодательницами мод и на которых равнялись женщины всех классов.
В отличие от блудниц, которые зарабатывали своим телом себе на жизнь, обычные девушки занимались сексом со знанием дела. Они верили, что есть счастливые и несчастливые дни для этого. Так, например, чтобы первая ночь с любовником была удачной, нужно было поставить кровать с севера на юг и разбросать вокруг нее пепел определенных растений.
Фаллос
Фаллос играл важную роль в древней Японии. Так, например, ему уделяется центральное место в одном из мифов, рассказывающих о происхождении мира. Согласно ему, бог Изанаги и богиня Изанами проникли в океан большим копьем, похожим на огромный пенис, сотворив из брызг первый остров в Японии.
Изображения мужского достоинства как эротического символа встречались во всех сферах японской жизни. Проститутки носили шпильки для волос в форме пенисов и целовали наудачу деревянные члены, которые прикреплялись на повозки, перевозящие рисовую водку. Богиня сладострастия, Окама, изображалась с мешком на спине, из которого торчали грибы в форме эрегированных членов. Этот символ удачи существует и по сей день.
Как и в других древних обществах, в Японии фаллос являлся также и символом плодородия. В то время существовали особые ритуалы, во время которых из святилища выносили огромный, вырезанный из дерева, мужской член и проносили по полям, чтобы сделать землю плодородной. Сегодня эта традиция сохранилась в небольшом японском городе Комаки. Ежегодно там проводится фестиваль плодородия, и мужчины на своих плечах проносят по улицам города огромный деревянный фаллос (около 1,80м). Повсюду продаются сувениры и угощения в форме пениса, которые можно с удовольствием попробовать.
Персоналии
Мурасаки Сикибу (Murasaki Shikibu) (978 – 1015 гг.) – известная японская писательница, автор первого в мире романа «Гэндзи-моногатари», «Сказания о Гендзи» (Genji Monogatari, “The Tale of Genji”). В нем подробно описываются сексуальные похождения принца Гэндзи. В честь этой выдающейся поэтессы была выпущена банкнота в 20 тысяч йен. |
Сей Сонагон (Sei Shonagon) (966 – 1025 гг.) - автор эротического собрания мемуаров и размышлений «Записки у изголовья» (Makura no Soshi, “The Pillow Book”). В нем отображен не только дух того времени, но и специфичные для него обычаи и игры. Например, описывается «игра пениса», которая может оценить сексуальные умения мужчины и его способность управлять эрекцией. |
Кукай (Kukai aka Kobo-Daishi) (774 – 835 гг.) – японский монах, ученый, поэт и основатель школы буддизма Сингон. Считается, что гомосексуальные отношения в древней Японии зародились по его возвращению из Китая в начале IX века. Кукай никак не упоминает об этом в своих работах, так как свод правил и распорядка буддийской монашеской общины, Виная, запрещал любую сексуальную активность. В то же время, гора Коя, место основания монастыря Кукая, стала негласным синонимом однополой любви. |