Секс в эпоху Просвещения. Часть 4.

Если в Средние века всякое сексуальное желание подавлялось Церковью, а в эпоху Возрождения сексом можно было заниматься только в браке, то в эпоху Просвещения сексуальность по большей части никак не регулировалась. Как уже было рассказано в предыдущих статьях, этот период можно назвать временем разврата и похоти. Любая форма секса, даже самая извращенная, имело право на существование, главное – чтобы она приносила удовольствие! Именно тогда человека стали рассматривать сквозь призму сексуальности, а интимные предпочтения стали определять его личность. В XVIII веке содомия перестала был грехом, который люди совершали время от времени. Теперь появились те, кто предпочитал только такой секс и занимались им исключительно с представителями своего пола. Французский философ Мишель Фуко писал: «Если содомит был рецидивистом, то гомосексуалист уже отдельная категория людей». Сегодня это утверждение ни у кого не вызывает сомнения, но для XVIII века это было действительно открытием. C тех самых пор сексуальная ориентация человека определяла его сексуальное поведение, а не наоборот. Именно тогда стало постепенно исчезать слово «содомит», и все чаще стал употребляться термин «мужеложец». Новое название почитателя мужской любви лишено всякого религиозного смысла и не имеет какой-либо привязки к конкретному половому акту.
Появление гомосексуальной субкультуры
В самом начале XVIII века на северо-западе Европы (Англия, Франция, Дания) появилась новая сексуальная субкультура на основе гомосексуальных предпочтений в сексе. Примерно в 1700 году в больших европейских городах стали возникать небольшие группы женоподобных мужчин, чье сексуальное влечение было направлено только на представителей своего пола (как взрослых, так и молодых). Безусловно, они не уподобились полностью женщинам, но умело сочетали в себе как мужские, так и женские черты. Поскольку аналогичное меньшинство мужеподобных женщин, которых влекло к другим женщинам, появилось не раньше 1770-х годов, можно с уверенностью заявить, что в западной Европе в эпоху Просвещения появилась новая гендерная система, состоящая из мужчин, женщин и содомитов. Другими словами, именно тогда появилось то, что сегодня мы называем гетеросексуальным большинством и гомосексуальным меньшинством.
Если окунуться в прошлое, то увидим, что во всех европейских обществах и во все времена (до XVIII века) в гомосексуальных отношениях имел значение возраст партнера. Например, начиная с Древней Греции и заканчивая Италией эпохи Ренессанса взрослые мужчины могли вступать в интимные отношения только с юношами, которые выполняли пассивную роль.
В восточных обществах Южной Азии и коренных племенах северной Америки существовала другая система гомосексуальных отношений: в ней не было никаких возрастных ограничений. Помимо отношений с женщинами, взрослые и молодые мужчины могли заниматься сексом с пассивными представителями своего пола любого возраста. Последние относились к гомосексуальному меньшинству и в реальной жизни играли роль «третьего пола». Например, в Индии таких мужчин называли «хиджры», а в индейских племенах Северной Америки – «бердаче».
В конце XVII века европейские страны начали переходить от одной системы гомосексуальных отношений к другой. В «старой» системе практически у всех мужчин в юности были однополые интимные связи, в которых они выступали «принимающей стороной». В «новой» же системе большинство мужчин никогда не занимались подобным сексом, и тем более не играли в нем пассивную роль. Теперь это была прерогатива содомитов с соответствующими сексуальными наклонностями. Смолоду мужчины всех сословий вынуждены были демонстрировать свое гомо- либо гетеро-предпочтения в сексе.
![]() В России, начиная с древних времен и вплоть до XVIII века, общество относилось к однополым отношениям спокойно и очень терпимо. Ни в одном законодательстве, от Ярослава Мудрого до Петра Великого, мужеложство не упоминалось. Наказание за «противоестественный блуд» - сожжение на костре - впервые появилось в 1706 году в воинском уставе Петра I, составленном по шведскому образцу. Но уже в 1716 году Петр это наказание смягчил, заменив сожжение телесным наказанием и вечной ссылкой (в случае применения насилия), причем и это касалось только военных, не распространяясь на гражданское население. Во второй половине XVIII века с ростом цивилизации и расширением контактов с Европой, в светском обществе мужеложства начали стесняться. В народных массах оно преимущественно встречалось в религиозных сектах скопцов и хлыстов. В дворянской и чиновничьей среде гомосексуальные связи иногда приобретали скандальный характер, не столько сами по себе, сколько потому, что были тесно связаны с непотизмом(кумовство) и коррупцией. Могущественные люди расплачивались со своими молодыми протеже высокими назначениями, никак не соответствовавшими их способностям. В быту к этому относились презрительно иронически. |
Как уже говорилось, первая гомосексуальная субкультура начала появляться в больших европейских городах, в частности Лондоне. Содомиты впервые создавали свой мир сами: устраивали встречи, организовывали «гей-клубы», общались и примеряли на себя различные роли. Например, более женоподобные мужчины выбирали себе женские имена и, наряжаясь, перевоплощались в прекрасных дам. Однако они не олицетворяли себя с женщинами полностью, поскольку иногда все-таки одевались по-мужски и даже были не прочь заняться сексом с противоположным полом. Скорее всего, представители «третьего пола» жили в Европе и до 1700 года, но тогда их, возможно, путали с биологическими гермафродитами, которые иногда «корректировали» свой пол.
Содомитов в эпоху Просвещения также было принято называть «молли», а таверны и частные дома, в которых они собирались, – «молли-хаус» (molly-house). К середине 1720-х годов в Лондоне насчитывалось более 20 таких заведений, находящихся как в грязных трущобах, так и в богатых пригородах. Это говорит о том, что такие учреждения пользовались популярностью у мужчин всех сословий. Самым известным молли-хаусом в столице Англии можно считать заведение некой Маргарет Клап (Margaret Clap) на улице Холборн, в котором в 1726 году полиция устроила облаву. Согласно свидетельским показаниям в суде, в «жаркие» ночи в этом доме собиралось порядка 50 мужчин, которые после выпивки, общения и танцев перемещались в спальни для любовных утех.
Многие содомиты вели двойную жизнь. В молли-хаусах они были женоподобными мужчинами с женскими именами, которые ублажали клиентов. Вне стен таких заведений они жили «традиционной» жизнью: были женаты, имели детей. Многие заводили отношения с женщинами специально и жили «напоказ», чтобы более комфортно чувствовать себя в обществе. Некоторым не удавалось так тщательно скрывать свое гомо-«Я», и в результате они подвергались нападкам и шантажу со стороны общества и отдельных личностей.
Преследование «нетрадиционалов»
Конечно, было бы неправильно полагать, что в начале XVIII века все события, связанные с изменением статуса гомосексуалов, имели спонтанный характер. Возможно, они были обусловлены религиозным упадком европейского общества или, наоборот, развитием интеллектуальных и философских движений эпохи Просвещения. Быть может, определенное влияние оказала индустриализация и урбанизация стран Европы. Однако интересным и вполне достоверным фактом является то, что как раз в это время во многих государствах были организованы, так называемые, «общества по улучшению нравов» (Societies for the Reformation of Manners). Они пытались всячески бороться с падением морали людей, в том числе, выявляя содомитов и сообщая о них светским и церковным властям. Именно благодаря этим организациям, у нас так много информации о нетрадиционной сексуальной культуре эпохи Просвещения. Возможно, этот самый переход от «старой» системы к «новой» отражает не изменение роли гомосексуалов в обществе, а лишь усиление их преследования? Мы мало знаем о гомо-субкультуре до 1690 года, вероятно, потому что подобных «обществ по улучшению нравов» еще не существовало? В Англии большинство содомитов, осужденных в период с 1689 по 1709 год, были пойманы лишь благодаря рвению одного из членов такой организации Вильяму Брею (William Bray). По данным самого Общества, к 1727 году в содомии было уличено около 94 тысячи 320 человек. Однако, несмотря на такие внушительные цифры, вскоре популярность подобных организаций пошла на убыль. Многочисленные судебные разбирательства ужасно надоели обычным гражданам, и в 1738 году «общества» прекратили свое существование. С тех пор информации о гомосексуальной субкультуре стало значительно меньше; не потому что она ушла в подполье, а потому что никто больше не «охотился» за ее представителями. Обычным людям не было никакого дела до гомосексуалистов, и тем более, до их привлечения к суду.
Повсеместное появление в Европе квир-культуры, безусловно, связано с усилением контроля властей за общественным порядком. Именно в эпоху Просвещения появляются хорошо организованные полицейские силы. Например, в начале XVIII века в Париже о наличии сообществ нетрадиционной ориентации узнали только благодаря агентам-провокаторам, а чуть позже - специальным полицейским отрядам по борьбе с педерастией. В то время уже сформировавшаяся квир-культура, процветающая главным образом в парках, на улицах и в тавернах, была легкой добычей для блюстителей нравов, и к 1725 году только в Париже насчитывалось около 20 тысяч содомитов. Несмотря на постоянное преследование гомосексуалов, в период с 1730 года по 1800 года из всех случаев, доведенных до суда, обвинительный приговор обычно выносили одному из десяти мужеложцев. Более того, наказание в виде смертной казни применялось в исключительных случаях, поскольку доказать факт имевшего место анального секса было очень трудно. Тех любителей однополых отношений, которые все-таки были осуждены, обычно заключали в тюрьму (от 2 месяцев до 2 лет), штрафовали, выставляли к позорному столбу и так далее. Количество осужденных было больше в среде ремесленников, так как обеспеченная аристократия могла с легкостью нанимать адвокатов, дабы избежать наказания.
|
Как бы противоречиво это ни звучало, но значительный вклад в развитие гомосексуальной культуры в эпоху Просвещения внесли те самые организации, которые с ней пытались бороться. Пристальное внимание к содомитам со стороны «обществ по улучшению нравов» делало первых еще более уверенными в себе. Благодаря той публичности, которую получали судебные дела и постоянные рейды на молли-хаусы, почитатели однополой любви узнавали друг о друге. Попытка светских властей искоренить этот порок, возможно, наоборот, во многом облегчила для гомосексуалов выражение собственной сексуальной ориентации. Каждый содомит знал, что он не одинок, и поиск партнера становился легче. Преследования, которым они подвергались, только усиливали их инстинкт самосохранения, что и дало толчок к началу формирования гей-сообществ.
Лесбийские отношения
«Новая» гендерная система, похоже, была новой только для мужчин, но не для женщин. Тем не менее, как считает канадский историк литературы и писатель Эмма Донохью (Emma Donoghue), в эпоху Просвещения было много произведений, указывающих на существование лесбийских и бисексуальных отношений. Безусловно, их было гораздо меньше по сравнению с мужской однополой любовью и, соответственно, осуждали женщин за такое поведение еще реже. В конце XVIII века появился термин «тОммиз» (Tommies), обозначающий мужеподобных дам с лесбийскими замашками. До этого времени лесбиянок никак не называли.
На протяжении всего столетия встречались случаи, когда женщины переодевались в мужчин и жили так всю жизнь. Многие дамы из среднего и низшего сословий делали это не ради своих тайных сексуальных пристрастий, а чтобы иметь возможность заниматься мужской работой и, соответственно, зарабатывать. Важно, чтобы это перевоплощение было полным и убедительным. Среди таких женщин были и те, которые со временем даже женились и, скорее всего, занимались сексом со своими супругами.
Подобного рода отношения случались и в аристократических кругах. Однако здесь женщины действительно испытывали романтические и сексуальные чувства по отношению друг к другу. Такая «любовь» была приемлема до тех пор, пока акцент делался на платонической привязанности, а не на интимной близости. В противном случае, такие отношения порицались.
Бесспорно, самыми известными лесбиянками эпохи Просвещения можно считать Лланголленских Леди (Ladies of Llangollen). Несмотря на постоянное осуждение родственников и общества, Элеанор Батлер (1739-1829) и Сара Понсонби (1755-1832) смогли сохранить свои отношения и прожили вместе более 50 лет. Более подробнее об этой паре и лесбиянстве в целом можно почитать в статье «В Сексе Только Девушки».
Персоналии
![]() |
Мэри Гамильтон (Mary Hamilton) (1721-?) – стала главной участницей нашумевшего в XVIII веке судебного разбирательства по делу бигамии и женского трансвестизма: выдавая себя за мужчину по имени Чарльз Гамильтон, она «обманом» женила на себе другую женщину. А все началось с того, что в 14 лет юную Мэри соблазнила взрослая дама Анна Джонсон (Anne Johnson), которая и открыла ей мир лесбиянства. После неудачного первого опыта (Анна вскоре нашла другую пассию), Мэри Гамильтон решила стать мужчиной и, переодевшись, начала ухаживать и соблазнять женщин. После многочисленных по тем временам похождений, любовью всей ее жизни стала юная девушка Мэри Прайс (Mary Price). Она женилась на ней в 1746 году, но их счастье было недолговечным. Спустя два месяца после свадьбы на Гамильтон донесли о том, что она является женщиной, а не мужчиной, и Мэри предстала перед судом. Она была осуждена за мошенничество и в качестве наказания была публично выпорота четыре раза на четырех разных площадях, а затем заключена в тюрьму на шесть месяцев. |
![]() ![]() |
Ганс Герман фон Катте (Hans Hermann von Katte) (1704-1730) – лейтенант Прусской армии, близкий друг и любовник Фридриха II, будущего короля Пруссии. Он был казненФридрихом I, отцом возлюбленного, после того, как у них провалился план побега в Великобританию. Катте был признан виновным в дезертирстве и приговорен к пожизненному тюремному заключению. Однако Фридрих I, зная об интимных отношениях своего сына с обвиненным, настаивал на смертной казни Катте. В результате, Ганс был обезглавлен на глазах у несчастного Фридриха II. |
![]() |