Секс в Средние века. Часть 2.

Школа секса
Секс в Средние века. Часть 2.

Забавно, но с установлением христианства проституция не только не исчезла, но стала неотъемлемой частью средневековой жизни. Во многих городах были свои бордели и публичные дома. Немецкий врач Айван Блох насчитал таких городов семьдесят пять, и это в одной только Германии. Другой французский исследователь привел цифры, согласно которым в Париже с населением в 200 тысяч человек, в сфере «интимного» обслуживания работало примерно 5-6 тысяч женщин. Французский историк Жак де Витри (Jacques de Vitry) следующим образом описывает проституцию в Париже конца XII столетия: 
 

«Проститутки были повсюду: на улицах города и в его окрестностях. Они заманивали в бордели [в том числе] церковных служителей, а если последние отказывались, то кричали им вслед «Содомиты!». В одном и том же доме могли жить как профессора школ, так и женщины, торгующие своим телом. Ссоры между последними и их любовниками прерывались временами учеными спорами и аргументами мужей науки».

Жрицы любви

В Средние века женщины становились проститутками по тем же причинам, что и сейчас: бедность, потеря социального статуса, неблагоприятное окружение и семейная наследственность. Профессор истории и директор центра по средневековым исследованиям Рут Каррас (Ruth Karras) полагает, что несмотря на то, что никто не принуждал их заниматься подобным занятием, о том, чтобы стать жрицей любви, не мечтала ни одна девушка. Возможно, для некоторых незамужних женщин торговля своим телом была единственным средством к существованию. Французский исследователь Жак Россьод (Jacques Rossiaud) приводит цифры по проституции в Бургундии (Франция). Так, к концу Средневековья в городе Дижон четыре из пяти проституток принадлежали к низшему сословию. Средний возраст, когда девушка становилась проституткой, - 17 лет. Четверть из них стала заниматься проституцией по наставлению семьи, и только пятнадцать процентов из них выбрала свою профессию самостоятельно и добровольно. 

Интересно, но для большинства блудниц проституция не была единственным занятием. Когда для женщины ее обычная профессия не приносила денег, она на время могла стать проституткой. Другими словами, проституцию порой рассматривали как дополнительный источник доходов. 

Согласно средневековой религиозной литературе, церковь предполагала только два выхода из проституции. Несчастная грешница могла либо стать монахиней и искупать свои грехи всю жизнь, либо сразу же обрести спасение, прямиком отправившись на тот свет после покаяния. Церковные законы никогда не запрещали, но намекали на то, что проститутки не могли выходить замуж и создавать свои семьи. Исключение составляет средневековая Великобритания, которая прописала этот запрет в своем гражданском праве. Однако в действительности у многих жриц любви были мужья и семьи. Так, в Париже, Дижоне и Леоне треть проституток была официально замужем, а среди незамужних большинство проживало в гражданском браке. Более того, их мужья зачастую являлись либо их сутенерами, либо искали клиентов для борделей. 

В целом, если говорить о проститутках в Средние века, особенно в период позднего Средневековья, они занимались своим делом открыто. У них были свои кварталы «красных фонарей», свой дресс-код, и даже созданы профсоюзы. 

Спортсменки Средневековья
Современные любители спорта, возможно, даже не знают, что первыми спортсменками в Средневековье были… проститутки! Во время фестивалей они принимали участие в различных спортивных мероприятиях. Они бегали, прыгали, делали «колесо» так, что ни одна благочестивая женщина не могла это повторить. По особым праздникам проститутки выполняли упражнения голышом, тем самым демонстрируя свои красивые тела всей собравшейся публике. Когда мероприятия заканчивались, спортсменки получали свои честно завоеванные призы.

Бордели и бани

Проституция была популярным и прибыльным бизнесом. К концу Средневековья появилась даже своя иерархия в этой сфере. На ее вершине находился муниципальный публичный дом, подпадавший под управление городской администрации. Последняя регулировала его деятельность, издавая соответствующие распоряжения. В частности, она запрещала побои проституток и ограничивала для них количество посетителей в день, а также определяла процент прибыли, отчисляемый городской казне. Именно в период между 1350 и 1450 годами проституция начала приобретать законный статус, и стали учреждаться муниципальные бордели. Так, правительство Венеции основало городской публичный дом «Кастеллетто» в 1360 году, во Флоренции подобное заведение появилось в 1403 году, а в Сиене – в 1421 году. 

Задолго до того, как появились муниципальные публичные дома, по всей Европе были популярны небольшие частные бордели. Обычно содержательницами подобных заведений были взрослые женщины. Помимо надзора за своими подопечными, они нанимала на работу новеньких (всех, кроме монахинь-беглянок и девушек младше тринадцати-четырнадцати лет), давали им инструкции по соблюдению гигиены, а также уведомляли клиентов о существующих правилах и следили за их исполнением. 

Согласно указаниям, девушка не могла заниматься сексом с молодыми людьми младше шестнадцати лет и с мужчинами из тех же мест, что и она. Христианские проститутки не должны были ублажать евреев и мусульман: как только они видели обрезанный член, они сразу же отказывались предоставлять интимные услуги. Анальный и оральный секс были также запрещены, так как считались нечистыми и греховными. Во всех борделях основной позицией в сексе была «миссионерская», поскольку только ее разрешала церковь как на брачном ложе, так и в домах терпимости. 

Сравнивая с интимными услугами, оказываемыми сегодня, средневековый секс, безусловно, был очень традиционным и чрезвычайно чистым! «Перед совокуплением женщина должна помыть свои внутренние органы с помощью пальца, обернутого в шерстяную материю, и всюду вытереться абсолютно чистой суконкой. Затем она должна раздвинуть ноги как можно шире, чтобы вся влага вышла наружу. Потом она еще раз должна вытереться и слегка промокнуть свои гениталии присыпкой и розовой водой. Только теперь она готова к соитию». Такую рекомендацию давал итальянский врач Тротула из Салерно (Trotula of Salerno) всем блудницам, которые готовились ко встрече с клиентом. Эти знания передавались от содержательниц борделей к своим подопечным по всей Европе. 

Начиная с XIV века, практически везде было запрещено посещать бордели во время Великого поста и других важных религиозных праздников. К XV веку эти праздники сократились до Рождества и пасхальной недели. Помимо церкви на частные бордели стали оказывать влияние и местные власти. В частности, они регулировали часы их работы. 

Помимо популярных частных борделей проституция существовала и в банях. В них за небольшую доплату можно было снять комнату с привлекательной девушкой или привести свою. Любая женщина, которая производила впечатление целомудренной дамы, с легкостью могла предаться любовных утехам со своим любовником под предлогом посещения бани. Сначала оплачивался вход в баню, а по выходу из нее оплачивались услуги, которые были предоставлены, в том числе и интимные. В норвежском городе Берген первые бани были построены в 1230-х годах по приказу короля. В Англии, Германии и других северных странах большей популярность пользовались именно бани, а не бордели. 

 

Средневековая проституция в Дижоне и Бергене 
Дижон, крупный город во Франции, и Берген, порт в Норвегии, являются одними из тех средневековых городов, в которых феномен проституции был тщательно изучен. Так, в 1485 году в Дижоне насчитывалось восемь небольших борделей, которыми управляли вдовы или жены ремесленников. На каждое подобное заведение обычно работало две-три девушки, хотя общее количество проституток в городе составляло около сотни. Две трети из них были из бедных семей и приходили в бизнес в возрасте шестнадцати-семнадцати лет. 

Берген по размерам был раза в два меньше, чем Дижон, но количество проституток было таким же. По данным налогового реестра за 1521 год, 150 незамужних женщин жили отдельно от своих семей: треть из них были любовницами священников или торговцев, а остальные занимались проституцией. В борделях Бергена можно было найти девчушек со всего севера, чтобы удовлетворить сексуальные желания клиентов из разных стран.

Наконец, были и независимые проститутки, которые работали сами на себя. Их можно было встретить повсюду: на парапетах и набережных, в парках и переулках, на мостах и пустырях, - везде, где можно было ненадолго укрыться от посторонних глаз. Так как в средневековом городе было не так-то просто уединиться, блудницы не особо переживали, когда за ними подглядывали. Например, в 1400 году во Флоренции некая женщина по имени Салваза была осуждена за нелегальную проституцию после того, как один из свидетелей заявил о том, что регулярно наблюдал за ней, обнаженной, и что в постели с мужчинами она вытворяла все те непристойные вещи, которые исполняли проститутки. 

Что касается клиентов этих самых борделей, бань и «внештатных» проституток, то большая часть состояла из молодых и неженатых мужчин. Что бы ни говорила церковь про секс, средневековое общество всегда терпимо относилось к добрачным связям и супружеским изменам. Проституция, прежде всего, рассматривалась как способ удовлетворения сексуальных потребностей молодых людей, которые никак не могли совладать со своими желаниями. Более того, она действительно защищала почтенных жен и целомудренных дочерей от групповых изнасилований и, что самое интересное, даже самих юношей от соблазна изведать гомосексуальную любовь. Для церкви все это было важно, поскольку мужчины все чаще стали жениться в более позднем возрасте - от двадцати до двадцати девяти лет. Это было связано с тем, что подмастерья, молодые ремесленники и студенты хотели сначала получить профессию, а затем уже заводить семью. Других же молодых людей от женитьбы удерживали большие выкупы невесты и большие затраты на свадьбу. Поэтому к концу Средних веков и церковь, и светские власти официально разрешили юношам старше 16 лет появляться в борделях и пользоваться интимными услугами блудниц. 

Церковь и светские власти

В средневековой Европе позиция церкви и светских властей по отношению к проституции была двойственной: с одной стороны, они ее осуждали, с другой – относились к ней весьма терпимо. Также как и сам секс, они воспринимали ее как неизбежное зло. В 1358 году Великий Совет в Венеции даже заявил, что проституция «просто необходима миру». Конечно, церковь никогда не упускала возможность уверовать прихожан в том, что пользоваться услугами развратниц это неправильно. Однако как однажды сказал сам Блаженный Августин: «устрани блудниц и город придет в смятение». Терпимость церкви к проституции была скорее вынужденная. 
 

Венеция – средневековый центр секс-туризма
Венеция (Италия) была одним из центров сексуального туризма в Средние века. Как стало известно из личного дневника венского историка Марин Санудо (Marin Sanudo), к началу XVI века город насчитывал около одиннадцати тысяч проституток, что примерно составляло десять процентов всего населения города. Наиболее излюбленные места у жриц любви были муниципальные публичные дома «Кастеллетто» и «Карампане», старинный район куртизанок вблизи моста Понте делле Тете («Мост Бюстов») и аллея делла Донна Онеста («Аллея Целомудренной Женщины»).

Тем не менее, церковь пыталась бороться с проституцией, но делала это деликатно. Во-первых, она заявила о том, что все женщины легкого поведения должны различаться от благопристойных дам по некоему опознавательному знаку. В XIII веке священнослужители считали, что проститутки должны иметь свою форму одежды, которую устанавливали городские власти. Например, в Тулузе (Франция) этим особым отличием был белый бант, в Вене (Австрия) – желтый шарф, в Лейпциге (Германия) – желтая накидка с синей каймой, в Берне и Цюрихе (Швейцария) – красная шляпка, в Дижоне и Авиньоне (Франция) – белая повязка на руке. 

Несмотря на то, что жрицам любви запрещалось носить дорогую одежду и украшать себя ювелирными изделиями, многие из них одевались по своему усмотрению. В крупных городах, таких как Париж и Венеция, богатые куртизанки с каждым годом становились все заметнее и порой даже затмевали своими нарядами аристократичных барышень. Как утверждает американский историк и сексолог Верн Булло (Vern Bullough), в Средние века даже существовало негласное правило: тот, кто видел блудницу, одежда которой не соответствовала ее официальному «дресс-коду», имел право раздеть ее на месте. Зачастую этим пользовались сами чиновники, которые после изъятия дорогих нарядов и украшений перепродавали их своим знакомым. 

Во-вторых, церковь требовала, чтобы проститутки были изолированы от городской жизни. В 1213 году Совет в Париже постановил: «Мы запрещаем публичным проституткам жить в пределах города, и приказываем их изгнать так же, как прокаженных». Подобные попытки выгнать из городов женщин, торгующих своим телом, предприняла и Италия, но безрезультатно. Потребность в блудницах была чрезвычайно велика, причем не только со стороны молодых людей, но и со стороны взрослых женатых мужей и даже лиц духовенства. Поэтому многие средневековые города решали проблему, изгоняя проституток в определенные районы. Такие кварталы изначально были неблагополучными, а если не были, то обязательно ими становились. Названия многих улиц, на которых трудились развратницы, содержали слово «роза», поскольку в те времена существовало популярное выражение «сорвать розу», означавшее «снять проститутку». 

Наконец, помимо дресс-кода и обособленности, церковь также делала упор на возможность исправиться, призывая блудниц выходить замуж или становиться монахинями. Римский папа Иннокентий III (Pope Innocent III) поощрял всех истинных христиан помогать павшим грешницам и даже отпускал грехи тем, кто брал их в жены. Более того, для тех проституток, которые решили бросить свою профессию, строились специальные религиозные приюты. Для них в 1227 году был специально учрежден орден Марии Магдалины, символизирующий образ кающейся блудницы. Церковь также поощряла христиан делать пожертвования подобным заведениям. Многие прихожане даже даровали им свою собственность, в результате чего некоторые «дома Марии Магдалины» значительно обогатились. Например, в XIV веке у одного из венских «пристанищ» было более 30 наделов в близлежащих окрестностях. Забавно, но далеко не все приюты преследовали цель «перевоспитать» грешниц. В качестве примера можно привести приют в Вене, известный как «Дом души» (Soul House), который был учрежден в 1480 году Фридрихом III (Emperor Frederick III). Последний император Римской империи также даровал обитательницам дома право продавать вино, которое производилось на виноградниках, относившихся к поместью. Но когда он узнал, что они зарабатывали торговлей не только вином, но и своим телом, то тут же прикрыл это заведение. 
 

«Святые проститутки» 

«Святые проститутки» - женщины, которые отказались от сексуальной и греховной жизни в пользу аскетизма и которые были канонизированы церковью. Они также известны как «проститутки пустыни», так как их раскаяние происходило именно там. По мнению церкви, женщины это воплощение похоти, и грехи их изначально более тяжкие, чем у мужчин. Для того, чтобы покаяние было истинным, оно должно проходить в особенно трудных условиях, например, в пустыне. Самой яркой их представительницей можно считать Марию Магдалину. Среди остальных можно выделить Марию ЕгипетскуюПелагию АнтиохийскуюТаидуФеодору и другие.

Что касается светских властей, то в Англии одним из первых правителей, кто стал регулировать проституцию на благо общества и самих трудящихся, был король Генрих II (Henry II of England). В 1161 году он издал указ в отношении борделей, находящихся в районе Саутварк (Southwark), вблизи Лондона. Во-первых, они должны были платить налоги епископу Винчестерскому, к округу которого этот район относился. Даже самих проституток называли «винчестерскими гусынями». Во-вторых, бордели не должны были работать во время религиозных праздников, заседания парламента или совета, проводимого королем. В-третьих, публичным домам запрещалось брать на работу беременных, замужних женщин и монахинь. В-четвертых, блудницы не должны были в открытую приставать к мужчинам на улице, а оплату за свои услуги могли получать лишь в том случае, если проводили с клиентом всю ночь. В-пятых, в борделях посетителям не должна была предлагаться ни еда, ни алкогольные напитки. В-шестых, проституткам разрешалось только работать в публичных домах, но не жить в них. Наконец, они должны были периодически проходить медицинские осмотры, а если кто-то хотел уйти из бизнеса, то никто не мог этому помешать. 

Персоналии

Юстиниан I, также известен как Юстиниан Великий (Justinian the Great) (482-565 гг.) – император Византии с 527 года по 565 год, который был женат на Феодоре, бывшей гетере. В 534 году он составили свод римского гражданского права «Corpus Juris Civilis», в котором 38 статей посвятил проституции ([(PDF) 46KB]).

Фридрих I Барбаросса (Frederic Barbarossa) (1122-1190 гг.) – император Священной Римской империи. У него было очень жесткое отношение к проституткам. Во время второго итальянского похода в 1158 году, если он заставал своих солдат с блудницами, то последним отрезались носы, чтобы сделать их менее привлекательными. Солдатам по большей части все сходило с рук, но иногда им отрезали палец или удаляли глаз.


Альфонс IX (Alfonso IX of Castile) (1171-1230 гг.) – король Леона из рода Кастильских королей. Он издал указы в отношении проституции, и этому примеру последовали многие европейские правители. В частности, все, кто был причастен к сексуальному рабству, изгонялись из страны. С хозяев, которые сдавали комнаты проституткам, взимался штраф. Содержательницы борделей освобождали женщин, которые у них работали. Сутенеры и мужья, которые торговали своими женами, наказывались плетью, а рецидивистов отправляли на каторжные работы. Также подвергались наказанию и их сообщницы, которых также публично бичевали.

Людовик IX (Louis IX) (1214-1270 гг.) – король Франции, который в 1254 году издал указ об изгнании из страны проституток и владельцев борделей. В результате этого многие публичные дома были закрыты. Но после того, как мужчины выразили недовольство тем, что их жены и дочери стали объектом сексуального домогательства, Людовик IX отменил свой указ. Позже король попытался обуздать проституцию более мягкими способами, обязав ее тружениц следовать «дресс-коду» и запретив им жить в определенных районах города.

Хуана Арагонская (Joanna of Aragon, ) (1454-1517 гг.) – вторая королева-супруга Фернандо I Неаполитанского (Ferdinand I of Naples), короля Неаполя. Она обязала муниципальные бордели в Неаполе и Провансе запретить своим работницам появляться на улицах без опознавательного знака. Каждый раз, когда проститутка выходила за пределы борделя, она должна была надеть красный бант на левое плечо. Те, которые этого не делали, подвергались публичной порке. В случае рецидива их изгоняли из города.