Секс в Средние века. Часть 3.

Школа секса
Секс в Средние века. Часть 3.

Сексуальное разнообразие "вне закона"

Если в первой половине Средневековья люди в основном руководствовались религиозными законами, то во второй на их повседневную жизнь, в том числе и интимную, стали оказывать влияние правила и нормы, принятые муниципальными властями. По мере того, как появлялись основные политические институты, законодательство становилось все более комплексным. Светские законы начали более жестко регулировать сексуальное поведение граждан, поэтому все чаще и чаще «правонарушителей» представали перед судом. Большинство судебных дел составляли внебрачные связи и супружеские измены, однако были и другие распространенные обвинения, такие как «неправильные» позы в сексе, мастурбация, инцест и групповые изнасилования. 

Сексуальные позы

По мнению церкви, все позы, кроме «миссионерской» (мужчина сверху), были греховными и «ненормальными». Людям внушались страхи о том, что «неправильные» позы могли нарушить их естественную сексуальность. Яркий пример - «женщина сверху», где активную роль играет партнерша. Поза «сзади» тоже слыла «неестественной», поскольку именно так совокупляются животные, а человек не должен был им уподобляться. 

Церковь также отрицательно относилась к анальному и оральному сексу. Но не потому, что такой секс нарушал отведенные мужчине и женщине роли в сексе, а потому, что ни один из таких актов не вел к продолжению рода. А ведь именно эту цель должен преследовать каждый человек в интимных отношениях. Конечно, люди все равно занимались и анальным, и оральным сексом и получали от этого большое удовольствие. 

Несмотря на то, что были и весьма «изощренные» позы, которые вели к рождению потомства (поза «сзади»), церковь внушала, что последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми. Например, дети, зачатые в таком положении, могут родиться с врожденными дефектами. Некоторые верили, что сексуальные пристрастия человека определяются порядком планет в день его рождения. Эти и другие предположения были прописаны в известной книге XIII века «Женские тайны» (De Secretis Mulierum). 

Как бы то ни было, люди наслаждались сексом в самых разных позах, не обращая особого внимания на запреты церкви. Благо к концу Средневековья среди лиц духовенства стали появляться те, кто усомнились в справедливости церковных высказываний. Например, католический святой Альберт Великий (Albertus Magnus) перечислил пять поз в сексе и расположил их в порядке от наиболее до наименее «естественных»: «миссионерская», «бок о бок», «сидя», «стоя» и «сзади». Хотя он и верил, что первая поза - единственно правильная, но считал, что остальные «спорные лишь в моральном плане, но не являются греховными». Более того, он и некоторые другие богословы утверждали, что в определенных ситуациях (например, чрезмерная полнота) заниматься сексом в других позах, кроме «миссионерской», не только допустимо, но и желательно. 


Мастурбация

Только в середине Средневековья мастурбация стала рассматриваться как сексуальное преступление. Священник Фома Аквинский (Thomas Aquinas) даже отнес ее к самому серьезному греху - греху против природы, - поскольку этот акт не вел к зачатию ребенка. Похоже, что отношение к рукоблудию изменилось после чумы в 1348-1349 года, когда в западной Европе умерла примерно треть населения. Тратить мужское семя впустую в то время было просто расточительством! Более того, по мнению церковных служителей, чума стала божьим наказанием человечеству за все его сексуальные прегрешения. 

Как бы то ни было, виднейший теолог XIV века и канцлер парижского университета Жан Жерсон (Jean Gerson) написал первый в своем роде трактат о покаяниях онанистов. Он считал, что мастурбация это позорный акт и ужасный грех, и потакание такому желанию может привести к совершению еще более серьезных преступлений, например, к содомии. 

По мнению Жерсона, многие взрослые занимаются рукоблудием, но особенно падки на него молодежь в возрасте от 13 до 15 лет. Жан призывал родителей и учителей проводить с подростками беседы, рассказывая им о вечных муках, на которые будут обречены все согрешившие. В качестве средств против мастурбации он рекомендовал холодные ванны, порку, воздержание, молитвы и окружение праведных людей. 


Инцест

Инцест был одним из распространенных сексуальных прегрешений, после внебрачных связей и супружеской измены. В 1215 году Четвертый Латеранский собор издал в отношении инцеста указ о «четвертой степени родства». Согласно ему, запрещался брак между близкими родственниками (в пределах четвертой степени), исключения составляли те пары, которые получали согласие самого Папы Римского. Более того, к инцесту причисляли отношения между, так называемыми, «духовными родственниками»: крестным отцом/матерью и его/ее крестницей(ком), а также между самими крестными. Супружество между такими «родственниками» также считалось кровосмесительным. В средневековом произведении Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio) «Декамерон» (Decamerone) можно найти два примера подобных интимных отношений: Ринальдо занимается сексом с крестной матерью своего ребенка, а Тингоцио – с матерью своего крестника. 

Важно отметить, что случаи инцеста встречались гораздо чаще среди аристократов, чем среди крестьян. Объяснение этому простое: богатые или люди высокого происхождения стремились сохранить свое положение и поэтому заключали браки в своих кругах. 


Групповое изнасилование

Изначально светские власти и церковь придерживались разных позиции в отношении сексуального насилия и других жестоких действий. Изнасилование никак не осуждалось в церковных уложениях, в отличие от раптуса (с лат. raptus - похищение). В римском праве «раптус» означал насильственный увоз и необязательно подразумевал секс. Другими словами, совершалось преступление против чьей-либо собственности, в данном случае - похищение женщины из семьи. Церковь полностью разделяла позицию римских властей в отношении раптуса, но не в отношении сексуального насилия (об изнасиловании в его сегодняшнем понимании тогда не было сказано ни слова). Все изменилось, когда при составлении кодекса церковного права монах-правовед XII века Франческо Грациано (Gratian) получил доступ к своду законов Юстиниана (Corpus iuris civilis). В нем он и нашел обновленное значение «раптуса», похожее на то, под чем мы сегодня понимаем изнасилование, - сексуальное преступление против незамужних женщин, вдов и монахинь, за совершение которого полагается смертная казнь. Именно тогда Грациано и его последователи переняли его в церковное право. С тех времен это преступление стало одним из самых серьезных, совершенное не против чьей-либо собственности, а против самого человека. Таковым злодеянием считалось действие, при котором одновременно имело место быть а) похищение, б) жестокость, в) половой акт и г) отсутствие согласия потерпевшей. Возможно, подобное переосмысление стало следствием того, что церковь начала заключать браки только при взаимном согласии партнеров. Однако были и некоторые противоречия: церковь полагала, что невозможно изнасиловать свою жену, поскольку та дала добровольное согласие на секс, выйдя замуж. Также невозможно изнасиловать проститутку, потому что она зарабатывает своим телом. 

Групповое изнасилование было распространенным явлением в позднем Средневековье. Любая женщина, гуляющая по улицам в одиночестве, рисковала быть изнасилованной. Нападающие оповещали о своем приближении криками «Шлюха!», чтобы таким вот образом узаконить свои дальнейшие действия. Лишь в очень редких случаях насильников наказывали. 

 
Молодые люди вступали в банды, состоявшие обычно из пяти-шести (максимум 15) человек в возрасте от 18 до 20, во главе которых стоял лидер чуть постарше. Появление таких шаек в позднем Средневековье свидетельствовало о значительном снижении влияния церкви, поскольку сами участники банд называли себя монашеским братством, а их лидер именовался принцем, королем или даже аббатом. Юноши покидали подобные группировки в день своей женитьбы, но бывали и исключения. В частности, если молодой человек занимал одно из главных положений, он мог позволить себе находиться в банде до наступления 30-летнего возраста. Помимо мужчин в банду иногда входили и девушки, которые были «на подхвате» во время ритуальных изнасилований. Они обладали неприкосновенностью до тех пор, пока выступали в качестве будущих жен участников шайки. 

Группировки действовали открыто, местные власти были хорошо осведомлены о том, что происходило в городах, ведь зачастую сыновья этих самых чиновников являлись членами банд. Светские власти и церковь не только не обращали никакого внимания на групповые изнасилования, но даже, наоборот, были в них заинтересованы. Сексуальное насилие на улицах города выступало некой сдерживающей силой для строптивых барышень и чрезмерно активных проституток. 

В качестве жертв насильники выбирали в основном жен и дочерей разнорабочих, проституток, любовниц священников, разведенных женщин или просто служанок. Уже знакомый нам французский исследователь Жак Россьод (Jacques Rossiaud) полагает, что молодые люди преднамеренно стремились «испортить» девушек, выражая таким образом недовольство общественным порядком. Поэтому отцы оберегали своих дочерей, а мужья – своих жен. Но и сами девушки были очень осторожны: в одиночестве они появлялись на улице только днем, а вечером – только в сопровождении кого-либо. Если девушка была вызывающе одета и выходила на улицу без провожатого, то в случае ее изнасилования виновата была только она сама. Поэтому многие молодые женщины одевались очень целомудренно и вели в основном домашний образ жизни. 

Как мы уже говорили, жрицы любви в Средние века были очень популярны, но, к сожалению, не обладали никакими юридическими правами: не могли наследовать собственность, выступать в качестве свидетеля в суде и так далее. Возможно, именно поэтому было чрезвычайно трудно обвинять мужчин в жестоком обращении с ними. Согласно церковным и светским положениям, секс с проституткой против ее воли считался почти законным действием. Преступлением также не являлось ее изнасилование, совершенное одним или несколькими людьми. 

Излюбленными жертвами группировок были любовницы священнослужителей, которых они недолюбливали. Такую «месть» не могли избежать даже сами епископы. Наказать насильников было очень сложно, даже для церкви. Любая женщина, будучи любовницей духовного наставника, хорошо понимала, что такими отношениями подвергает свою жизнь опасности. Молодых и неопытных девочек, которые не придавали этому должного внимания, порой настигала горькая расплата. После того, как от них отказывались их покровители и семьи, они зачастую становились проститутками. 

Примером средневекового города, в котором групповое изнасилование было распространенным явлением, считается, уже знакомый нам, Дижон (Франция). Как утверждает Жак Россьод, "эти группировки состояли в основном из местных холостяков: подмастерья, дети буржуазии и иммигранты. По ночам эти банды бродили по городу и шумно развлекались: напивались, устраивали драки, играли в азартные игры и нападали на беззащитных барышень. Подобные вылазки проходили минимум раз-два в месяц и были неотъемлемой частью ритуалов посвящения в мужчину (rite de passage)". В период с 1436 по 1486 год было официально зарегистрировано 125 случаев изнасилования, 80 процентов которых составляли групповые домогательства. Очевидно, что эта цифра отображает лишь малую часть того, что действительно происходило в Дижоне. Согласно данным, 85 процентов обидчиков были неженаты, и 50 процентов находились в возрасте от 18 до 24. Россьод полагает, что около половины молодых людей в Дижоне хоть раз совершали подобное преступление. 

 
Гвидо Руджеро (Guido Ruggiero) в своей книге «Границы Эроса» (The Boundaries of Eros) также показал, что в период позднего Средневековья и раннего ренессанса жестокость в отношении женщин была проявлением сексуальности молодых людей и в Венеции. Изнасилование считалось серьезным преступлением, если оно вовлекало детей, стариков или представителей высшего сословия. Сексуальное насилие, совершаемое в отношении женщин равного статуса, не числилось как тяжкое, а порой даже рассматривалось как часть ритуала ухаживания. Например, некоторые венецианские юноши делали предложение своим дамам после того, как они несколько раз их домогались. В позднем Средневековье только в 14 процентах случаев насилия виновные понесли наказание в виде двух лет лишения свободы или в виде жесткой порки. В качестве взыскания в большинстве случаев, доведенных до суда, применялись либо штрафы, либо недолгое тюремное заключение. Самые жесткие меры получали обидчики, посягнувшие на честь жен и дочерей высокопоставленных чиновников. В целом же, в Венеции, как и в других европейских городах, незаконная, но очень распространенная сексуальная культура – проституция, уличные изнасилования, внебрачное сожительство, - все это стало результатом того, что молодые люди стали жениться в более позднем возрасте. 


Методы контрацепции: прерванный половой акт и аборт

Поскольку церковь разрешала секс только для продолжения рода, она категорически отвергала применение контрацепции. Правовед Бурхард, епископ Вормсский (Burchard of Worms), даже ввел наказание сроком в десять лет за предохранение от беременности. Однако, несмотря на все эти запреты, на практике применялись различные противозачаточные средства, известные с античных времен: настойки на травах, специальные упражнения после соития, крема для гениталий, вагинальные суппозитории и многое другое. Также практиковался прерванный половой акт (coitus interruptus), возможно, самый действенный на тот период метод контрацепции. К прерыванию беременности прибегали в крайних случаях и в основном обходились без хирургического вмешательства: тяжелые физические нагрузки, горячие ванны, настойки и другие лекарства, вызывающие аборт. Исследователь истории контрацепции Джон Нунэн (John Noonan) заметил очень любопытную вещь: если в раннем Средневековье большое внимание в качестве средств контрацепции уделялось сексуальным позам и магическим амулетам, то в высоком и позднем Средневековье это был уже прерванный половой акт. 

Несмотря на то, что церковь относилась ко всему этому резко отрицательно, она допускала четыре случая, когда можно было использовать противозачаточные средства. Во-первых, если семья была бедная и хотела ограничить количество ее членов. Монах Беда Достопочтенный (Venerable Bede) и епископ Вормсский заявляли, что аборт является менее серьезным грехом, если прибегнуть к нему с целью ограничения количества членов малоимущей семьи, нежели с целью укрытия нежелательных последствий внебрачных связей. Контрацепция также допускалась по медицинским показателям (противопоказания к беременности), по эстетическим воззрениям (нежелание женщин высшего сословия портить фигуру) и, наконец, для того, чтобы скрыть следы своих похождений на стороне. Об этом в 1210 году заявил Томас из Чобхэма (Thomas of Chobham), один из влиятельных английских богослов Средневековья. 

Персоналии
Хлодвиг I (Clovis) (466-511 гг.) – король салических франков, основатель Франкского королевства и первый официальный король французской монархии. При нем был составлен и записан правовой кодекс «Салическая правда» - записи судебных обычаев салических франков раннего Средневековья. Этот сборник содержит перечень штрафов и других наказаний за те или иные прегрешения. В частности, большие штрафы предусматривались за преступления против беременных женщин: XXIV. § 3. Если кто нанесет побои свободной беременной женщине, и если она умрет, присуждается к уплате 28000 денариев (серебряные монеты), что составляет 700 солидов (золотые монеты)
Для сравнения, за лишение жизни невинной девушки штраф составляет всего 300 солидов, а женщины, которая уже не может иметь детей, - 200 солидов. 
Более подробно можно почитать здесь.

Ибн-Синна (Avicenna), также известный как Авиценна, (980-1037 гг.) - знаменитый персидский философ и врач. Был придворным врачом султанов, написал более 450 трудов в 29 областях науки. В качестве контрацепции он советовал женщинам сразу после полового акта встать и сделать 7-9 прыжков назад. По его мнению, таким образом сперма должна была выйти из их тела. Также он советовал использовать в качестве пессария листья капусты, вымоченные с семенами, мятой и кедровым маслом.


Гонорий Августодунский (Honorius Augustodunensis) (?-1151 гг.) – богослов XII века, который в 1100 году написал «Elucidarium» (с лат. «Светильник»). Это произведение было переведено на многие языки и было очень популярно в XII-XVI века. На одной из страниц рассказывается о причинах, почему одни женщины рожают здоровых детей, а другие – больных. Помимо таких факторов, как алкоголь и обжорство, на здоровье потомства, по мнению Гонория, также влияют и сексуальные пристрастия родителей: «Если их желания в сексе скромны или умеренны, то у них родится здоровый малыш». Другими словами, физические и духовные способности ребенка зависели не только от генов его родителей, но и от их сексуального поведения.

Святой Альберт (Saint Albertus Magnus), также известный как Альберт Великий, (1193–1280 гг.) – один из самых видных философов и богословов в Средние века. Помимо того, что он внес вклад в такие области науки, как логика, ботаника, география, астрономия, зоология, психология и другие, он много занимался химией. В частности, он пришел к выводу о том, что луковицы орхидей положительно влияют на сексуальность человека. В качестве анти-афродизиака, который широко использовался в Средние века, он назвал Витекс Священный (Vitex agnus-castus). Он считал, что его цветки, листья и даже сок снижают сексуальное влечение.
Карл V Габсбург (Charles V) (1500-1558 гг.) - король Германии с 1519-1520, император Священной Римской империи с 1520, король Испании с 1516 и влиятельный государственный деятель Европы первой половины XVI века. В период правления Карла V был составлен уголовный кодекс, впоследствии получивший название Каролина (Constitutio Criminalis Carolina). Одна из его статей (СХХХIII) посвящена прерыванию беременности: 
«Если кто-либо изгонит живой плод у женщины путем насилия, (вредной) пищи или напитка, а также если кто сделает бесплодным мужчину или женщину и если подобное деяние учинено умышленно и по злой воле, то мужчина должен быть казнен (путем отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни. В том же случае, если изгнанный у женщины плод не был живым, судьи обязаны применить наказание соответственно указанию законоведов или иначе, как то будет указано в конце настоящего уложения.»